5 декабря 2021 года скончался Джгамадзе Автандил Карлович, старший научный сотрудник отдела геологии, гидрогеологии и геоэкологии Геофизического института ВНЦ РАН.

Джгамадзе Автандил Карлович родился 22 июня 1951 г. в Абашском районе Грузинской ССР. После окончания средней школы, в 1968 г. поступил в Грузинский политехнический институт на геологический факультет, который окончил в 1973 г. и получил квалификацию горного инженера-гидрогеолога.

В 1973 году он был направлен на работу по распределению в СО АССР. С этого времени вся профессиональная деятельность Автандила Карловича Джгамадзе оказалась связанной с Северной Осетией. С 1973 по 1991 год он работал на должностях: инженер-гидрогеолог, старший гидрогеолог, гидрогеолог I категории и главный гидрогеолог Северо-Осетинской геологоразведочной экспедиции.

В 1981-1984 гг. был откомандирован в Сирийскую Арабскую Республику на должность инженера-гидрогеолога.

После развала СССР он уехал в Грузию. Здесь с 1991 по 2002 годы работал на должностях геолог I категории, ведущий геолог, главный геолог Земо-Карталинской гидрогеологической партии Управления «Гидроинжгео» департамента геологии Грузии.

Позже А.К. Джгамадзе по приглашению руководства вернулся в Северную Осетию, и в 2002 году он уже работает главным гидрогеологом ДГУ ГП «Геонаука». В 2003 году руководит гидрогеологической службой ГУС ГП «Севосгидрогеология». С июля 2003 г. по декабрь 2007 г. работает в ФГУ ГП «Севосгеологоразведка» и ОАО «Севосгеологоразведка» на должности начальника Гидрогеологической партии.

С 2003 А.К. Джгамадзе по приглашению директора В.Б. Заалишвили начал работать в Геофизическом институте Владикавказского научного центра Российской академии наук, где работал в нем по настоящее время (с небольшим перерывом 16.10.2016-12.02.2018гг.). За период работы он занимал должности ведущего научного сотрудника, заведующего Отделом геологии, гидрогеологии и инженерной геологии. С 2018 г. он являлся старшим научным сотрудником отдела геологии, гидрогеологии и геоэкологии. С 2004 по 2007 гг. являлся соискателем ученой степени по специальности 25.00.36 Геоэкология (по отраслям) в ГФИ ВНЦ РАН. К сожалению, по ряду причин подготовка и защита диссертационной работы затянулась.

За время своей трудовой деятельности Джгамадзе Автандил Карлович:

- проводил геологоразведочные работы для обеспечения населения РСО-Алания питьевой водой, орошения земель и обводнения пастбищ;

- разведывал и впоследствии чего является первооткрывателем 30 месторождений и участков пресных и минеральных подземных вод на территории РСО-Алания.

За достигнутые производственные успехи, еще на заре своей трудовой деятельности, в 1977 году Джгамадзе А.К. был в торжественной обстановке сфотографирован в Кремле. Тогда это тоже было стимулом для молодых специалистов.

За многолетнюю плодотворную работу в области геологии и большой вклад в развитие минерально-сырьевой базы России Министерством Природных Ресурсов Российской Федерации в 2007 году Джгамадзе А.К. был награжден значком «Отличник разведки недр». В 2007 году Джгамадзе А.К. получил звание «Ветеран труда».

За активную работу по разработке карт сейсмической опасности (сейсмическое микрорайонирование) территории г. Владикавказа в 2010 г. Джгамадзе А.К. был награжден Почетной грамотой Министерства архитектуры и строительной политики РСО-Алания.

Указом Главы РСО-Алания «За заслуги в сохранении природных ресурсов республики» Джгамадзе А.К. присвоено почетное звание «Заслуженный эколог РСО-Алания» (от 17 апреля 2012 года № 82).

Под руководством Джгамадзе А.К. в 2007-2010 гг. в ГФИ ВНЦ РАН были составлены инженерно-геологические основы карт сейсмического микрорайонирования гг. Владикавказа, Алагира, Ардона, Беслана, Дигоры, Моздока и с. Чикола. Он принимал активное участие в изучении других, опасных, с точки зрения экологии, объектов: завод «Электроцинк», «Победит» и др., мест размещения разного рода опасных производств, скотомогильников, выбор качественных водных месторождений. Необходимо отметить его усилия по изучению неожиданного загрязнения водного источника в г. Алагире. Именно Автандилом Карловичем были установлены причины загрязнения (совпадение трафика родниковой и сточных вод из-за халатности исполнителей) и разработаны необходимые мероприятия по скорейшему восстановлению свойств источника. Кроме этого, он активно сотрудничал с различными государственными и коммерческими структурами. Рецензировал отчеты, так или иначе связанные с водой.

В последние годы мы были научными соруководителями важнейшей государственной темы: «Методология интегрированного управления водными ресурсами и водохозяйственным комплексом в условиях природных и экологических факторов». Исследования были тесно связаны с растущей минерализацией такого важного источника высококачественной воды, как «Орджоникидзевское месторождение пресной воды». В результате исследований были установлены рост загрязнения пресных вод и необходимость запрета на бессистемную добычу воды в Беслане и др. Этот список можно было бы продолжить.

А.К. Джгамадзе проводил большую плодотворную работу по изучению и оздоровлению экологической обстановки на территории Республики. Он являлся независимым экспертом Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых (ТКЗ) «Севосетиннедра» и экологическим экспертом Комитета охраны природы и природных ресурсов РСО-Алания. А.К Джгамадзе принимал активное участие в работе правительственных и ведомственных комиссиях по выработке природоохранных мероприятий и улучшения экологической обстановки в Республике.

В завершение остановлюсь на личности самого Автандила Карловича Джгамадзе. Так уж получилось, что его, как и многих других коллег, мне рекомендовали супруги Нина и Лев Невские, а также Хыйса Чотчаев. Они знали его по совместной работе или отзывам коллег. Серьезный, немногословный, Автандил Карлович с самого начала произвел на меня положительное впечатление. Более того само направление нашей беседы, искренность собеседника и очевидное желание заниматься научной работой, сняли все препятствия к нашему профессиональному, да и человеческому сближению.

Последовавшие далее годы совместной работы показали, что я не ошибся в нем. Он прекрасно разбирался в гидрогеологии, да впрочем, и в геологии. Необходимо отметить, что во многих сложных и неоднозначных случаях А.К.Джгамадзе проявлял высокие человеческие и мужские качества. Человек он был порядочный, с уважением относился к чужому мнению, но в принципиальных вопросах спуску никому не давал, оставаясь, впрочем, в пределах своей традиционной невозмутимости.

Некоторое время А.К. Джгамадзе был моим заместителем, т.е. заместителем директора по научно-организационной работе. Здесь он, в целом, проявил себя с самой лучшей стороны.

Необходимо отметить, что Автандила Карловича глубоко уважало, как профессионала и личность, все геологическое общество Северной Осетии. Неоднократно Автандил Карлович становился моим советником при формировании научных планов. Мы активно работали над его кандидатской диссертацией. Автандил Карлович на первых порах загорелся. Мы активно проводили полевые исследования и анализировали экспериментальные данные. Но из-за некоторой задержки с проведением ряда полевых и лабораторных работ он, к сожалению, вскоре «остыл». К сожалению, моя явная перегруженность различными текущими вопросами, в частности, заботы по реконструкции административного здания и гаража, ремонту лаборатории, «добыванию» современного оборудования, а также огромное количество научных работ с аспирантами и старшими коллегами, как я понимаю, было тому причиной.

В этой связи мне было приятно, что в растянутый момент «удаленной работы» для лиц выше определенного возраста А.К. Джгамадзе подготовил и успешно защитил в Грузинском Политехническом Университете диссертацию на степень Doctor of Philosophy (PhD) на тему, связанную с гидрогеологическими аспектами Грузии, и стал, согласно соответствующему диплому, академическим доктором геологических наук. Мы в этой связи предполагали в самые сжатые сроки реализовать необходимые шаги по нострификации диплома, но жизнь распорядилась иначе.

А.К. Джгамадзе был, как все имеретинцы, артистичен. Это особенно проявлялось на кавказском застолье. Слова его были глубокими и красивыми. Он хорошо пел, играл на гитаре. Автандил Карлович был хорошим семьянином, он внимательно относился к своей второй супруге Людмиле Ивановне, а также к ее детям и своим, оставшимся после кончины первой супруги. Автандил Карлович имеет сына и дочь, а также трех внуков. Семья Автандила Карловича отличается гостеприимностью. Живущие по соседству супруги бывали у нас, а мы у них. Встречались, если была оказия и в Тбилиси, что доставляло моим детям несомненное удовольствие. Дети чувствуют искренность весьма тонко.

Каждый праздник, особенно грузинский, Автандил Карлович, будучи младше, всегда опережал с поздравлениями. То, что в этом году, впервые за 16 лет нашего знакомства, он меня не поздравил с днем св. Георгия, сразу насторожило меня и, оказывается, совсем не напрасно.

В этот день, день прощания с Автандилом Карловичем, совершенно невмоготу думать, что его больше не будет. Что никто не будет больше так проникновенно поздравлять с праздниками, предлагать помощь, да и самое главное, реализовывать весьма важные для Северной Осетии научные исследования по проблеме загрязнения питьевой, пресной воды, которые будут в той или иной степени замедлены. В то же время, в связи с актуальностью задачи и необходимости ее решения в целях безопасности жизнедеятельности населения республики, мы приложим все необходимые усилия для продолжения исследований и развития их глубины с использованием самого современного оборудования.

Весь наш коллектив Геофизического института глубоко скорбит о невосполнимой утрате, и выражает глубокое соболезнование семье и близким Автандила Карловича Джгамадзе.

 

В. Б. Заалишвили, д.ф.-м.н.,

профессор