20 сентября 2002 года в курортном Геналдонском (Кармадонском) ущелье сошел ледник Колка протяженностью 5 км и толщиной от десятков до сотен метров (21 млн кубометров льда).

Сход ледника спровоцировал 16-километровый селевой поток, сметавший все на своем пути. Погибли и пропали без вести 125 человек, в их числе съемочная группа фильма "Связной", в ее составе актер и режиссер Сергей Бодров-младший.

Каковы были причины крупнейшей природной катастрофы, можно ли было ее предотвратить – об этом и многом другом "СО" рассказал доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой горного дела СКГМИ, научный руководитель спасательной операции в Кармадонском ущелье в 2002–2003 г.г. Олег Габараев.

– Прошло уже 20 лет, но, наверное, мы так и не узнаем, когда ледник Колка начал деформироваться, пришел в движение, а это очень важно для установления причин его схода. Знаем точно только время обрыва линии электропередач в Нижнем Кармадоне – 20 часов 8 минут 30 секунд.

Ученые выдвинули три версии причин катастрофы – сейсмическую, вулканическую и метеорологическую. Но надо учесть, что все сейсмослужбы СКФО зафиксировали только удар ледниковой массы о Кармадонские ворота, и об этом они доложили 21 сентября 2002 года членам оперативного штаба, а выделение сероводородных газов после освобождения ледником ложа является естественным процессом. На наш взгляд, набор критической массы ледника, в том числе за счет обвала висячих ледников, скальных пород и наличия большого количества воды, привел к подвижке ледяного массива. Говорить о версии разогрева ложа ледника за счет вулканической деятельности, может, и есть смысл, но на момент схода такие исследования не проводились.

– Как вы считаете, можно ли было заранее спрогнозировать сход ледника?

– Возможно, да, если бы велся непрерывный мониторинг ледника. Ведь после развала Советского Союза перестала работать и станция, которая вела наблюдения за поверхностью ледника Колка. Да, выполнялись небольшие разовые гранты и исследования учеными МГУ и институтом географии, но они носили периодический характер. Исходя из информации, полученной от жителей окрестных сел сразу после катастрофы, можно предположить, что деформационные процессы в ложе ледника начались за 12–15 часов до схода, так как оттуда уже тогда раздавались шум и грохот.

– Каковыми были цели и результаты спасательной операции?

– После схода ледника мы – группа ученых, специалистов – были уверены в безрезультативности спасательной операции. Знали, что имеем дело с динамическим самоизмельчением материалов по пути транзита льда – породной массы и огромной разрушающей силы гляциоселя. Но нашелся, как всегда, "очевидец", который "своими глазами видел", как колонна Бодрова заехала в тоннель. После этого началась спасательная операция с участием добровольцев и родственников погибших. Идея представителей министерства обороны (Москва), которая заключалась в перемещении взрывом на выброс ледовой массы для обеспечения доступа к северному порталу тоннеля, оказалась нереализуемой в условиях узкого пространства. Мало того, в результате взрывных работ был создан откос высотой в 37 м и объемом около 170 тыс. кубометров льда и пород, которые могли в любой момент прийти в движение, что привело бы к еще более печальным последствиям. Нужно было срочно уводить людей с поверхности сошедшего ледника.

На заседании оперативного штаба 10 октября 2002 года мы предложили немедленно отказаться от взрывных работ и подумать о целесообразности дальнейшего проведения операции. Выслушав мнение МЧС, было предложено обеспечить доступ в тоннель путем бурения скважин большого диаметра с поверхности. Поэтому появился шурф, который должен был выйти на устье северного портала тоннеля и позволил бы полностью отказаться от взрывных работ. В то время никто из участников спасательной операции даже и не предполагал, что параллельно велась работа по обеспечению безопасности самих спасателей. Отказ от рытья котлованов под размещение зарядов взрывчатых веществ позволил сократить в 8–10 раз число людей, одновременно задействованных в операции на поверхности сошедшего ледника. Спасательные работы длились с сентября 2002-го по май 2003 года, и я могу подтвердить: мы убедились в том, что в тоннеле никого нет. И самое главное: никто из спасателей не пострадал. Добровольцы во главе с Костей Джераповым, технические руководители Александр Чельдиев, Борис Дзгоев, Виктор Костарнов, Валерий Дробышев, Владимир Санакоев, Александр Босиев, Виктор Савченко, Владислав Заалишвили сделали все возможное и невозможное. И получили благодарность народа, что очень ценно и важно...

– Что можно сказать о предполагаемом времени следующего схода ледника?

– Современные средства мониторинга прогнозируют такие события с достоверностью не выше 7–12%. Мало того, на сегодняшний момент, хотя и сделано немало в этом направлении, используются по различным причинам не все методы мониторинга опасных экзогенных и эндогенных процессов. Идет глобальное потепление, с каждым годом меняются метеообстановка, количество материала, поступающего в ложе ледника. Нужны серьезные исследования, постоянный мониторинг, необходимо строить полигон в Кармадонском ущелье, готовить в наших вузах специалистов-гляциологов, вулканологов и сейсмологов, и тогда жители республики будут спать спокойно….