Из года в год на наших дорогах резко возрастает количество автомобилей, движение становится все интенсивнее, что приводит к увеличению количества аварий. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2030 году дорожно-транспортные происшествия могут стать седьмой причиной человеческой смертности после заболеваний инфекционного генеза и диабета.

Нарушение Правил дорожного движения, техническая неисправность транспортных средств, вождение в нетрезвом состоянии, а также плохое состояние автомобильных дорог и улиц населенных пунктов – эти причины влияют на рост ДТП и в нашей республике. Так, за 12 месяцев 2017 года на территории РСО–А, по данным республиканского ГИБДД, произошли 732 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибли 116 человек, 1030 получили ранения. И это при том что прирост автопарка в прошлом году составил 30158 единиц!

На автомобильных дорогах федерального значения произошли 157 ДТП, в которых погибли 32, ранены 234 человека. Тяжесть последствий аварий составила 12,0%. На автомобильных дорогах территориального значения произошли 157 дорожных трагедий, погибли 43, ранены 248 человек. Тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий составила 14,8%.

С участием детей до 16 лет зарегистрированы 95 ДТП, при этом погибли 8, получили ранения 116 несовершеннолетних.

Среди основных причин дорожно-транспортных происшествий выделяют нарушения Правил дорожного движения, вследствие чего произошли 594 ДТП, в которых погиб 91, получили ранения 910 человек. Это и несоблюдение водителями скоростного режима – 95, выезд на встречную полосу – 69, непредставление преимущества в движении – 192, управление лицами, не имеющими права – 92, управление в состоянии опьянения – 62.

А вот более свежая информация: за 5 месяцев 2018 года на территории Северной Осетии уже зарегистрированы 277 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибли 25, получили ранения 396 человек. По сравнению с 2017 годом количество ДТП возросло на 11,7%, раненых – на 11,5%, число погибших сократилось на 19,4%.

Особенно трагично то, что участниками ДТП часто становятся дети. Это объясняется тем, что у ребенка – другие особенности слуха и зрения. Ему сложно определить, с какой стороны исходит звук. Услышав сигнал автомобиля, он может сделать роковой шаг навстречу опасности. Кроме того, малолетний пешеход не умеет эффективно использовать периферическое зрение и полностью "выключает" его, когда перебегает дорогу, фокусируясь на каком-либо предмете. Считает, что если он видит автомобиль, то водитель тоже его заметит и остановится. Дети не могут определить, близко или далеко находится автомобиль, быстро он едет или медленно.

Самая частая травма, которую они получают в качестве пассажиров при авариях – ушибы и растяжения, при которых затрагиваются голова и лицо, конечности. На их долю приходится до 75% всех повреждений. В остальных случаях это тяжелая травма, сочетанное поражение конечностей (перелом, как открытый, так и закрытый), сотрясение мозга совместно с повреждениями внутренних органов. Около 10–15% повреждений и травм в детском возрасте может закончиться летальным исходом в результате поражений мозга, позвоночника, массивных кровотечений и переломов. Травма утяжеляется зачастую еще и по вине родителей, если они пренебрегают правилами перевозки маленьких пассажиров и не пристегивают их ремнями безопасности или не фиксируют в специальных креслах.

Если дети находятся на задних сиденьях автомобиля и не пристегнуты в автокреслах или ремнями безопасности, высока вероятность черепно-мозговых поражений, зачастую несовместимых с жизнью из-за мощных ударов головой, вылета через лобовое стекло. Если они стоят на сиденьи, особенно вероятны переломы и тяжелые удары головой, если лежат сзади, высок риск перелома позвоночника. В случае мелких аварий именно у малышей наиболее часты ушибы и растяжения в силу особенностей организма, большей податливости тканей и суставов. Не менее редки черепно-мозговые повреждения, они лидируют в числе причин смерти при ДТП. Это связано с тем, что относительно тела голова гораздо тяжелее, чем у взрослых, а мышцы шеи и связки развиты слабо.

Вследствие этого дети нередко получают хлыстовые травмы позвоночника в области шейного отдела. Позвонки в этой зоне хрупкие, из-за чего возможны перелом и тяжелые поражения. При резком торможении голова сначала по инерции движется вперед с сильным сгибанием в шейном отделе, а в момент удара из-за противодействующей силы резко запрокидывается назад.

Словом, если бы дети были пристегнуты ремнями безопасности, летальность при ДТП у них была бы снижена на 40–50%. Что же нужно делать, чтобы существенно снизить эту печальную статистику детского дорожно-транспортного травматизма? Во-первых, это консолидированная работа родителей, школы, ГИБДД по профилактике аварий с участием детей. В семье их необходимо научить правилам безопасного перехода проезжей части дороги, умению ориентироваться в дорожной ситуации. Следует обсудить с ребенком безопасный маршрут из дома в школу и обратно. Затем совершить совместную прогулку по этому маршруту и посмотреть, как ребенок усвоил правила безопасного перехода через дорогу. В вопросах безопасности при ДТП важную роль играет наличие световозвращающих элементов в одежде ребенка. В России, в отличие от Европы, ношение таких элементов в больших городах носит рекомендательный характер.

Родители так же неукоснительно должны соблюдать Правила дорожного движения. Ребенок до 12 лет должен перевозиться в специальном автомобильном кресле, соответствующем росту и весу. Обязательным условием является то, что он должен быть пристегнут. Необходимо помнить, что лобовое столкновение даже при скорости 50 км/ час равносильно падению с третьего этажа здания…

И все же в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма огромная роль отводится школе и ГИБДД, в арсенале которых множество форм и методов, включая игровые, для обучения детей Правилам дорожного движения.

 

Газета "Северная Осетия".

Автор: О.Бериев