Источеик: Газета "Северная Осетия"
Ахсар ГАБАРАЕВ, научный сотрудник Геофизического института ВНЦ РАН:
– Сегодня в обществе достаточно противоречивое отношение как к ученым, так и к другим работникам бюджетных организаций. С одной стороны, часть общества традиционно уважительно относится к научным работникам, высоко оценивая их труд и значимость самой науки. У другой же финансовая составляющая является более приоритетной в оценке успешности человека. На мой взгляд, существует положительная динамика в данном направлении. В нашем институте работает много молодежи (46% до 39 лет), студенты приходят в науку, продолжают учиться и перенимать знания от более опытных коллег. У нас действует очная аспирантура по геофизике, прошедшая государственную аккредитацию, единственная среди субъектов СКФО, за исключением Ставрополья. В 2019 году под руководством директора института Владислава Заалишвили впервые в РСО–А был выигран грант Российского научного фонда за все время его существования, что повышает престиж науки не только среди ученых, но и среди жителей нашей республики.
В. ДЖИОЕВ, педагог:
– К сожалению, заниматься сегодня наукой не так престижно, как это было в советские времена. Знаю это на примере своей сестры, которая трудилась в Северо-Кавказском НИИ горного и предгорного сельского хозяйства. В советские времена она получала хорошую зарплату, учреждение процветало, выделялись средства на развитие материально-технической базы.
Теперь от былого благополучия ничего не осталось. Финансирование урезали, зарплата – мизерная. В итоге в позапрошлом году сестра уволилась. Теперь занимается домашними делами.
Римма ДЗАБИЕВА, ветеран педагогического труда:
– Я думаю, что престижно было до восьмидесятых годов. Тогда о молодых ученых, не говорю уже об известных на всю страну, много писали и снимали фильмы. Таким образом, пропагандировались и наука, и те, кто посвятил ей жизнь. Сейчас мало известно о том, кто и чем занимается, какие открытия делаются, как они служат людям. Встречаю в прессе отдельные статьи о Сколкове, о студентах наших вузов, участвующих в научных разработках, но ничего не запомнилось из прочитанного. Выходит, ничего значимого в статьях не было. Да и может ли быть занятие наукой перспективным в наших экономических условиях? Очень сомнительно.
Асланбек Г., бывший сотрудник бывшего НИИ:
– Если судить по числу в нашей республике и в стране в целом "остепененных" – кандидатов и докторов разных наук, академиков полумифических академий, то это престижно! Тех же, кто реально занимается фундаментальной наукой и у кого диссертация действительно защищена, а не куплена, намного меньше, потому что настоящая наука требует от человека в определенной степени жертвенности. К этому готовы далеко не все. Тем более что научные открытия сейчас совершаются не в одиночку, то есть надеяться на то, что "завтра проснешься знаменитым", не приходится. Зарплаты у младших научных сотрудников далеко отстают от заработков бизнесменов, а из-за постоянной оптимизации ставки делятся до самых мизерных. Правда, в последние годы больше появилось возможностей участвовать в различных конкурсах и выигрывать гранты. Хочется надеяться, что государство, как обещает, больше будет выделять средств на развитие науки, а молодые ученые получат больше стимулов для роста.
Заурбек ТОТИКОВ, доктор медицинских наук, профессор кафедры хирургических болезней СОГМА:
–Ученый – это профессия, которая никогда не потеряет свою актуальность. Научных деятелей можно назвать проектировщиками будущего, поскольку ученые решают те задачи, которые на данный момент не имеют решения. Именно исследователи создают новые технологии, лекарства, алгоритмы. Например, любой первоклассный медик не только исцеляет пациентов, но и ведет исследовательскую работу, чтобы придумать новый, более эффективный метод лечения или победить ранее неизлечимые заболевания. Любое научное открытие меняет представление всего человечества об устройстве окружающего мира, а потом люди меняют сам мир вокруг себя.