В нелегкое для науки время, когда остро стоит вопрос ее престижа в современном мире, очень важно развивать объективные представления о ней среди молодежи. Правильный подход, донесение информации о важности науки в жизни каждого. Научный путь непрост и тернист. Так, еще Карл Маркс говорил, что «в науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть её сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по её каменистым тропам».

Достигнуть того, чтобы научное познание затронуло молодые сердца, можно лишь каждодневной работой, а именно, организацией различных мероприятий, фестивалей, конференций, олимпиад, позволяющих обмениваться опытом и приобретать новые научные знакомства.

В период с 25 февраля по 02 марта 2021 года во Владикавказе прошла ежегодная ХVII Региональная научно-практическая конференция «Колмогоровские чтения», которая проходила в формате, соответствующем эпидемиологической ситуации, с соблюдением всех необходимых профилактических мер. Организаторами регулярной конференции являются Владикавказский научный центр, СОГУ и Северо-Осетинский институт повышения квалификации учителей.

Целями и задачами конференции являлись:

- формирование и развитие информационно-насыщенной научно-образовательной среды «школьник - учитель – аспирант - молодой ученый – докторант - профессор»;

- поиск и поддержка школьников, увлеченных исследовательской и олимпиадной деятельностью;

- обмен опытом учителей и преподавателей, осуществляющих научно-методическую и исследовательскую деятельность;

- популяризация науки среди молодежи и не только;

- внедрение в учебный процесс современных информационных, телекоммуникационных и дистанционных технологий.

Основные участники конференции, ученики 5-11 классов, а также учителя: математики, информатики, физики, химии, биологии, гуманитарных дисциплин. Число участников в 2021 году составило – более 120 школьников и 20 учителей из Владикавказа, а также районов Северной Осетии и Цхинвала. Всего на конференцию поступило 68 исследовательских работ школьников.

27 февраля прошел конкурс исследовательских работ школьников по различным дисциплинам. Председателем жюри секции по физике являлся директор Геофизического института, доктор физико-математических наук, профессор, заслуженный изобретатель РФ Заалишвили Владислав Борисович, членами жюри – кандидат физико-математических наук Игорь Нохович Малиев, кандидат технических наук Дмитрий Андреевич Мельков, и секретарем жюри – младший научный сотрудник Зарина Викторовна Персаева. В первом заочном туре конкурса школьниками и их руководителями были поданы заявки с кратким описанием работы, после рассмотрения которых, жюри были отобраны работы для очного этапа конкурса.

Жюри после анализа докладов участников выделило работу кадета Северо-Кавказского суворовского военного училища Колычева Михаила, который представил интересную работу по моделированию режимов движения ледников. В работе им была предложена математическая модель принудительного схода языковой части Девдоракского ледника, основанная на решении дифференциального уравнения движения материальной точки, составленного в соответствии со вторым законом Ньютона. Необходимо отметить, что автор в своих расчетах использовал высокоуровневый скриптовый язык Python, благодаря которому и была создана модель скорости схода лавины. Работа, безусловно, актуальная.

Председатель жюри, ученый с многолетним опытом работы, отметил ряд неточностей, а также выделил «слабые» места работы. Владислав Борисович не смог остаться равнодушным, так как не один год вместе с коллегами и учениками работал по проблеме схода ледника Колка. Более того, все трое членов жюри имели самое тесное отношение к проблеме. Так, Владислав Борисович Заалишвили вместе с будущим кандидатом геолого-минералогических наук Ниной Ильиничной Невской стояли практически у истоков обработки и анализа первых инструментальных наблюдений за движением ледника в 2002 году (2003 г.). Чуть позже (2004г.) в этих исследованиях принял активное участие Дмитрий Андреевич Мельков. Почти тогда же Игорь Нохович стал одним из создателей математической модели схода ледника Колка 20 сентября 2020 года (2007 г.). В 2014 году к 12-летию схода ледника Колка под редакцией академика Юрия Леонова и Владислава Заалишвили была опубликована книга «Ледник Колка: вчера, сегодня, завтра», куда вошли почти все работы, посвященные указанной теме.

Докладчик, анализируя прошлые сходы ледника, сделал вывод, что многое роднит ледник Колка с Девдоракским ледником, но есть и заметные отличия. К сожалению, в процессе подготовки работы докладчиком в основном использовались описательные источники, зачастую малоинформативные и лишь косвенно связанные с проблемой. Председатель жюри при этом отметил и похвалил желание автора изучать проблему более детально и пригласил Михаила на экскурсию, а также беседу в институт, где обещал более подробно рассказать о том, какие исследования были проведены в этой области, и ознакомить его с имеющейся по теме литературой для дальнейших исследований.

Еще один участник, Бризицкий Давид, ученик 22 школы, выступил с докладом «Катушка Тесла». Школьником была представлена работа с демонстрационным материалом, проявив при этом трудолюбие и позитивный настрой. Конечно, работа требует доработки, внесения в нее новизны. Но, в целом, необходимо отметить, что тяга ученика к экспериментальной физике может только радовать!

В конкурсе приняла активное участие самая маленькая и милая девушка Бирагова Дана, ученица 7 класса, которая несколько лет подряд представляет и вполне уверенно защищает свои работы. В этом году темой ее доклада стала «Вулканы». Она рассказала о происхождении, видах, а также влиянии их на окружающую среду и человека. В ее работе подручными средствами было продемонстрировано вулканическое извержение. Член жюри Малиев И.Н. дал рекомендации по дальнейшему изучению данной темы.

Конечно, число заявок не радует! К сожалению, наука, и, тем более физика, среди молодого поколения не очень популярна. Сегодня многие идут учиться на гуманитарные отделения. Для изменения ситуации, на наш взгляд, необходимо развивать работу еще в школе. Очень хочется верить, что мышление и знания таких юношей и девушек, как Дана, Давид и Михаил и других станут со временем более целенаправленными и глубокими.

В связи с этим хочется пожелать, чтобы молодежи с энтузиазмом и желанием познавать физику становилось все больше! В завершение, хочется надеяться, что подобные мероприятия для многих участников станут отправной точкой для тех, кто решит сделать свой первый шаг в научное будущее!

Зарина Персаева