РОГОЖИН ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

(02.01.1947 – 06.04.2021)

6 апреля 2021 г. скоропостижно ушел из жизни Евгений Александрович Рогожин, заведующий VII отделением Института физики Земли, профессор, доктор геолого-минералогических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

Наше деловое знакомство с Евгением Александровичем Рогожиным произошло в 2000 году. Именно тогда, по совместному решению председателя Владикавказского научного центра РАН А.Г. Кусраева и директора Объединенного Института физики Земли им. О.Ю.Шмидта РАН академика В.Н.Страхова при поддержке академика-секретаря Отделения геологии, геофизики, геохимии и горных наук (ОГГГГН) Д.В. Рундквиста и лично вице-президента РАН академика Н.П. Лаверова, в г. Владикавказе было создано под моим руководством Северокавказское Отделение института Физики Земли им. О.Ю.Шмидта РАН, которое, несмотря на различные обстоятельства, успешно проработало до 2007 года. Кстати, работу Отделения курировал Е.А. Рогожин.

Необходимо отметить, что с самого начала нашего знакомства Е.А. Рогожин оставил самое приятное впечатление. Будучи докторантом ИФЗ РАН в 1991-1994 годы, я хорошо знал тамошних коллег, и сразу обратил внимание на его деловые, товарищеские отношения с коллегами и умение уважительно разговаривать с собеседником, включая подчиненных, а он был тогда зам. директора Института.

В 2002 году произошел неожиданный сход ледника Колка, обусловивший трагические последствия. Дальше была тесная, совместная работа по изучению проявлений схода ледника с Е.А. Рогожиным и его коллегами в горах Северной Осетии.

С июля 2003 года Постановлением Правительства Республики я возглавил Геофизический центр экспериментальной диагностики (ныне, Геофизический институт ВНЦ РАН), который в июле 2003 года был введен в Российскую академию наук, что еще более упрочило наши с Е.А. Рогожиным отношения.

В 2005 году в процессе подготовки кандидатской работы Н.И. Невской именно от Е.А. Рогожина мы получили необходимые консультации. Более того, он лично построил и прислал соискателю необходимые ей карты зон ВОЗ территории РСО-Алания.

В том же, 2005 году был завершен, идущий с 2000 года международный проект НАТО, где я руководил российской частью проекта, и в процессе выполнения которого, нами были впервые проведены исследования по оценке сейсмического риска достаточно обширной застройки в г. Владикавказе. Именно близкое общение с Е.А. Рогожиным привело нас к необходимости дальнейшего исследования сейсмического режима территории и необходимости составления современных карт сейсмической опасности уже вместе. С 2006 года и фактически до конца 2019 года Е.А. Рогожин был главным научным сотрудником нашего института. Первая карта разломов территории Северной Осетии была им подготовлена с нашим участием уже в 2006 г. Через год, им же была разработана, ее, заметно уточненная версия, которая стала базовой. Именно на основе карты разломов мы путем использования самых современных подходов создали первую карту ДСР республики и дальше провели работы по созданию карты СМР территории г.Владикавказа и карт СМР территорий всех районных центров Северной Осетии. По результатам наших совместных исследований с Е.А. Рогожиным нами впоследствии был опубликован целый ряд статей в высокорейтинговых зарубежных и отечественных журналах. Кстати, последняя совместная наша публикация вышла в журнале «Геотектоника» в 2020 году. 

Е.А. Рогожин был постоянным членом научных комитетов, практически всех наших международных конференций, включая молодежные, посвященных различным аспектам опасных геологических процессов, включая сейсмические опасности. А их, с 2002 года, было порядка 20. И во всех наших начинаниях Е.А. Рогожин был рядом. Лекции профессора Е.А.Рогожина для маститых и, тем более, молодых ученых и специалистов, всегда были интересны, конкретны, а выражения точны. Его русский, носителя языка, был безупречен. Всегда доброжелательный, и в меру либеральный, он пользовался высоким доверием и уважением наших коллег.

Многие наши коллеги на Кавказе из Азербайджана, Армении и Грузии относились к Е.А.Рогожину с большим уважением. Он был далек от менторского отношения к молодым ученым. И в то же время уважал старших. Кстати, на Южном Кавказе работает немало его учеников и последователей. Однажды мы вместе выступали от России в г. Баку на международной конференции. Было много ученых из США, Франции, Албании и т.д. Помнится, выступление его было простым и в то же время глубоким. Помню, как в г.Ереване, кажется в 1992 году, на конференции, посвященной Рачинскому землетрясению 1991 года, мы пересеклись, с американским ученым Джеймсом Мак-Калпином, который активно изучал очаги сильных и сильнейших землетрясений. Именно от него в личной беседе я впервые узнал о методиках, позволяющих напрямую определять уровень сейсмических проявлений в регионе, в прошлом, или Seismic Hazard, сведенных им позже в книгу «Палеосейсмология». В России подобный подход в виде «тренчинга» (способ вскрытия сейсмонарушений прошлого путем проходки траншей поперек сейсмогенных структур), активно использовали в своих исследованиях Е.А.Рогожин и его ученики.

Прошли годы и наши отношения трансформировались в нечто, характеризуемое дружбой. Не склонный к фамильярности, Евгений Александрович или Женя, тем не менее, проявлял особенное человеческое тепло и поддержку. Наблюдая за ним на многих научных мероприятиях, отмечал для себя его обязательность и аккуратность. Е.А.Рогожин был высоконравственным человеком и принципиальным ученым. В то же время, он умел принимать жизнь и людей такими, какими они конкретно были.

Евгений Александрович был образцовым семьянином. С супругой Е.А. Рогожина мы однажды пересеклись на одном из его дней рождений. Этот день рождения, кажется в 2011 году, был в теплой обстановке отпразднован тогда вместе с коллективом ИФЗ РАН. Кстати, его сын и дочь, летом иногда помогали в его работе, здесь в горах.

В этот скорбный час, эти редкие моменты откровения, когда мы ощущаем личность, удаляющуюся в прошлое, я от себя лично и весь наш коллектив выражаем самое глубокое соболезнование близким, друзьям и коллегам Евгения Александровича Рогожина. Желаем выстоять семье в этой беде и сохранить в памяти все хорошее, что дал супруге и детям Евгений Александрович. Память о дорогом и глубокоуважаемом Евгении Александровиче Рогожине останется в наших сердцах.

 

Научный руководитель ГФИ ВНЦ РАН

В.Б. Заалишвили