Источник: "Спутник. Южная Осетия"

 

Научный руководитель Геофизического института Владикавказского научного центра РАН, доктор физико-математических наук, профессор Владислав Заалишвили считает, что землетрясения интенсивностью восемь и девять баллов на территории Северной Осетии вполне ожидаемы. Более того, в Северной Осетии имеются следы исторических 10-балльных землетрясений, впрочем, как и в некоторых других регионах Северного Кавказа. Но это чрезвычайно редкие события, поэтому не учитываются в России и за рубежом при реализации массового практического строительства. Согласно нормативным документам, строительство на всем Северном Кавказе осуществляется с учетом возможных сейсмических воздействий интенсивностью от семи до девяти баллов в зависимости от расположения площадки и местных грунтовых условий. Действительно, время землетрясения прогнозировать сегодня практически невозможно (за исключением весьма редких успешных прогнозов в России и за рубежом), но можно строить сейсмостойкие здания и сооружения.

Ранее портал "15-й Регион" со ссылкой на директора Северо-Осетинского филиала Единой геофизической службы РАН в Северной Осетии, занимающейся мониторингом сейсмических событий, Анну Саяпину сообщил, что на значительной части Северного Кавказа вероятны землетрясения 8 и 9 баллов, однако определить конкретное время их возникновения невозможно. По ее словам, в феврале, после землетрясения в Турции, в центральной части Северного Кавказа отмечалась повышенная сейсмическая активность. Было зарегистрировано 210 слабых, неощутимых землетрясений. В марте наблюдается снижение до 128.

По словам профессора Заалишвили, уже много лет Анатолийская плита (на севере Турции), граничащая с Евразийской, Африканской и Аравийской плитами, традиционно характеризуется активностью. В результате высоких накопленных деформаций, превысивших предел прочности горных пород, в Турции произошло катастрофическое землетрясение. Это, в свою очередь, обусловило увеличение сейсмической активности в соседних регионах. Территория Центральной части Северного Кавказа движется на северо-запад со скоростью около 20-25 мм в год, что, в свою очередь, формирует возможность будущих землетрясений. Он напомнил о недавнем землетрясении в Минводах магнитудой 4,7, в Северной Осетии – 3,6, а также о подобных по магнитуде (энергия) землетрясениях на юго-западе Грузии и в Чечне. При этом только землетрясения в Минводах и Северной Осетии можно связать с турецким землетрясением. Землетрясения являются естественным процессом, поскольку происходит перераспределение напряжений на границах тектонических плит, которое, в том числе, затрагивает и Кавказ.

"Землетрясения неизбежны на Кавказе, и все современные здания в зависимости от уровня сейсмической опасности проектируются на воздействия 7-9 баллов. Но если здания будут плохо построены и будут иметь место дефицит сейсмостойкости, а это имеет место быть у нас, да и повсеместно, то хватит и семи баллов для его повреждения", – заметил Заалишвили.

Ученый пояснил, что если учитывать повторяемость событий во временном периоде в 5000 лет, то девятибалльной становится почти вся территория Северной Осетии, если рассматривать еще больший период, например, 10 000 лет, то появляются и десятибалльные зоны.

"Но показатели эти разнятся для различных территорий. Например, в Дагестане и Чечне могут ожидаться землетрясения большей интенсивности, чем у нас. Чем ближе к Каспийскому морю, тем сильнее повышается уровень сейсмической опасности в целом. Если посмотреть на Дагестан, там очень много девятибалльных зон. В Краснодарском крае имеют место зоны с ожидаемой интенсивностью 6-9 баллов. В Ростовской области имеются зоны с расчетной интенсивностью шесть и менее баллов. Более того, в зависимости от грунтовых условий, воздействия даже в пределах одного населенного пункта могут быть как выше, так и ниже", – сказал он.

Заалишвили далее отметил, что многие, конечно, задают вопрос, можно ли узнать, когда будет землетрясение, но необходимо отметить, что спрогнозировать успешно такие ситуации чрезвычайно сложно.

"Это очень заманчивая цель, но за всю историю было всего несколько успешных прогнозов. Необходимо, в этой связи, отметить землетрясение с магнитудой 7,3, которое произошло в феврале 1975 года в китайском городе Хайчэн. Население смогли вывести буквально за день до землетрясения. А за пять часов до него официально объявили о том, что оно произойдет. При этом там были долговременные многофакторные наблюдения. Тогда многие решили, что найдена панацея от землетрясений. И вдруг через год опять же в Китае произошло сильнейшее Таньшанское землетрясение с магнитудой 8,2, когда в мгновение ока погибло, по некоторым данным, до трехсот тысяч человек", – рассказал ученый.

Он уверен, что наиболее лучшим прогнозным подходом является "долгосрочный прогноз" в виде сейсмического районирования или зонирования территории. Так, например, в 2008 году была разработана карта детального сейсмического районирования (ДСР) Северной Осетии. Там учтены источники, где могут быть землетрясения, какой магнитуды или с каким сейсмическим потенциалом они могут проявляться и т.д. Далее, на основе карты ДСР для всех городов Северной Осетии были разработаны карты сейсмической опасности в виде карт сейсмического микрорайонирования (СМР), и в зависимости от грунтовых условий были выделены семи-, восьми- и девятибалльные зоны.

"Необходимо отметить, что Северная Осетия – единственный субъект РФ, где все города имеют такие карты. В этой связи надо строить здания в соответствии с правилами сейсмостойкого проектирования. И тогда, даже если в девятибалльной зоне для здания будут проведены минимальные антисейсмические мероприятия на 7 баллов, здание не обрушится. Да, оно может получить значительные повреждения, но люди массово не погибнут", – сказал он.

Ученый отметил, что необходимо продолжать прогнозирование, но приоритетными должны все же стать карты опасности, в соответствии с которыми должна происходить застройка. Важно провести переоценку реальной сейсмической опасности региона и оценить сейсмический риск. Именно оценка сейсмического риска позволит оценить массовую сейсмостойкость существующих зданий и сооружений и принять меры по их усилению или даже сносу в случае значительного дефицита сейсмостойкости. В особенности это касается исторических зданий и зданий с большим физическим износом.

Заалишвили добавил, что надо развивать все возможности для защиты населения. Как уже отмечалось выше, в республике будут разработаны карты сейсмического риска, которые позволят увидеть самые слабые места в застройке городов и других населенных пунктов. Сейчас активно муссируются слухи об ожидаемом разрушительном землетрясении. Обращаясь к населению, ученый призвал не слушать подобные выводы. Необходимо напомнить, что мы живем на Кавказе, где много различных опасностей. Но есть много примеров успешного управления тяжестью последствий. Правильно построенные дома позволят заметно уменьшить риски, заключил Заалишвили.