Источник: Аргументы и факты. Ставрополь

За последние три месяца сейсмологи фиксировали землетрясения в Дагестане, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Ставропольском крае и Чечне. Некоторые эксперты связали подземные толчки в регионах СКФО с напряжённостью в зоне Вранча. Что это такое и можно ли предсказать землетрясения, подобные турецкому в феврале 2023 года, разбирался «АиФ-СК».

 

Свои очаги опаснее

«Зона Вранча – это сейсмоактивная зона между южными и восточными Карпатами, в уезде Вранча в Румынии, – рассказал научный руководитель Геофизического института Владикавказского научного центра РАН Владислав Заалишвили. – Время от времени там происходят глубинные землетрясения – от 80 до 500 км. Подземные толчки магнитудой 8,3 действительно из-за большой глубины могут ощущаться на большом расстоянии, в том числе в Крыму и Москве».

 

Могут ли отголоски землетрясения в Турции докатиться до Северного Кавказа?

 

Мощные толчки из зоны Вранча с магнитудой 7,4-7,5 ощущались на обширной территории в 1940, 1977, 1986 годах.

На Северном Кавказе, по словам профессора, отголоски «вранчских» землетрясений никогда не достигали опасной величины. Гораздо больше энергии у местных источников на глубине 10-15 км. При этом сейсмическая активность по мере приближения к восточной части Кавказа усиливается в Чечне, Дагестане и Каспийском море, одновременно с повышением глубины событий, вплоть до 100 и более километров.

 

Точно не предскажешь?

Лишь несколько раз учёным удавалось предупредить сильные, разрушительные землетрясения.

В Китае с помощью комплексных наблюдений предсказали Хайчэнское землетрясение магнитудой 7,3, которое произошло 4 февраля 1975 года. Горожан эвакуировали за пять часов до ЧП. Около 200 человек, которые из-за холода вернулись в жилища, погибли или были ранены. Если бы геофизики промахнулись, жертв в миллионном городе было бы намного больше.

Казалось, что, наконец-то, найден надёжный подход для прогноза. Но уже через год, 28 июля 1976 года, в Китае произошло Таншаньское землетрясение магнитудой 8,3, когда по самым скромным подсчетам погибли 240 тысяч человек.

Владислав Заалишвили предсказал землетрясение в Тбилиси в 2002 году. 11 апреля жители столицы Грузии почувствовали толчки в 4-5 баллов. Сейсмолог составил служебный прогноз о том, что последует более сильное ЧП в течение месяца. 25 апреля 2002 года прогноз подтвердился. Толчки доходили до 7 баллов. Погибли девять человек.

 

Как строить на века?

По мнению Заалишвили, лучше быть готовым к таким событиям: создавать карты сейсмического районирования территорий, которые учитывают пространственную активность разломов и грунтовые условия, и в соответствие с ними строить здания.

Владислав Борисович отмечает, что выстоять при землетрясениях интенсивностью 8, а то и 9 баллов могут лишь «правильные» дома. Более того, здания и сооружения даже с минимальными антисейсмическими мероприятиями, рассчитанные на 7 баллов, при сильных землетрясениях массово не убьют людей, хотя и получат необратимые повреждения.

«Да, сегодня нередко строят плохо. Особенно индивидуальные дома. К сожалению, иногда и многоэтажки, и школы. И в прошлые эпохи такое бывало. Я видел старые здания XIX столетия: толщина стен – метр, но в середине между наружными стенами вместо кладки – камни и мусор. Для раствора иногда строители использовали непросеянный песок с органическими остатками, и цемент не скреплялся. Люди во все времена попросту экономят», – сказал профессор.

А вот руководитель одной из строительных компаний в Ставрополе Александр Соколов утверждает, что без соответствия нормативам по сейсмоустойчивости здание не примут в эксплуатацию.

«После землетрясения в Спитаке, в Армении, зона, в частности в Ставрополе, повысилась с семибалльной до восьмибалльной. Все строительные проекты проходят экспертизу. Если проект не будет соответствовать нормативам, он никогда не получит положительное заключение и разрешение на строительство. Те жилые дома, которые начали разваливаться, – это брак в работе подрядчика», – рассказал эксперт.